Директор уникальной омской школы – о том, как пройти курс первого класса за 3 месяца, обходиться без «домашки» и полюбить непонятный предмет.
Немногим меньше года назад РИА «Омск-информ» рассказало о новом Центре современного образования «Юнита». Концепция этого учебного заведения отличается от привычных детских садов и школ. Здесь дошкольное и школьное образование – под одной крышей. Центр работает по технологии концентрированного обучения начиная с 1-го класса, а в детском саду ведется подготовка к восприятию новаторской технологии.
Мы вновь встретились с руководителем ЦСО «Юнита» Аленой Френцель, чтобы подвести итоги первого года работы и рассказать о дальнейших перспективах этого необычного учебного заведения.
Результатом первого года довольны
– Алена Леонидовна, в прошлую нашу беседу речь шла о планах. На тот момент коллектив педагогов только формировался, шел набор детей. Удалось ли воплотить в жизнь вашу концепцию?
– Все задачи, которые ставились на первый учебный год, мы благополучно и успешно решили.
Наша новая система образовательного пути себя оправдала и показала свою эффективность. Технология концентрированного обучения сработала на 100 % успешно.
Мы проанализировали все нюансы, все этапы и особенности преподавания тех или иных дисциплин методом погружения в предмет. Конечно, есть что изменить, как эту систему улучшить и как ее сделать еще более эффективной. Но в целом мы своим результатом очень довольны.
Первый и самый главный результат: большинство детей высказались за то, что они никогда не вернутся к классно-урочной системе. Система погружения в предмет, несмотря на всю ее сложность, работает. И для наших детей она оптимальна и приемлема. Вряд ли, «размазывая» курс на год, давая, например, биологию по одному часу в неделю, можно добиться любви к этому предмету, заинтересованности, глубины и какой-то творческой составляющей. Напротив, технология концентрированного обучения методом погружения в предмет такие возможности дает. И мы в этом убедились на практике.
Важно, что дети полюбили те предметы, которые ранее они не воспринимали. У нас есть хорошие примеры. Ученик пришел в 7-й класс уже практически в конце учебного года, он присматривался к нашей школе, боялся вступить в новую технологию. Тем не менее такое решение он принял и попросился просто в качестве «пробного шара» поприсутствовать на погружении вместе с седьмым классом. Он попал на погружение по истории, к Дарье Леонидовне Сторчиловой, которая и сама горит этим предметом, и зажигает всех вокруг. И выяснилось, что история – это интересно и ее можно любить и понимать. Наша система предусматривает экзамены, и результат этого ученика был достаточно хорошим. Он перевелся к нам. Следующим погружением для этого ученика стала физика, он его успешно прошел и сдал экзамен на еще более высокий балл. У парня буквально выросли крылья!
– Вы же планировали, что самыми старшими учениками в первый год работы «Юниты» будут шестиклассники.
– Действительно, изначально планировалось в первый год нашей работы набирать в среднее звено только 5-е и 6-е классы, решение набрать 7-й класс было спонтанным. На этот шаг пошли по просьбам родителей. Конечно, очень сложно корректировать под нашу систему образование детей, пришедших из разных школ. Кто-то уже успел до «Юниты» поменять 3-4 школы. А ребенок меняет школы не потому, что ему там хорошо. С более старшими, уже имеющими опыт учебы где-то еще, конечно же, было сложнее, но мы не боимся трудностей.
Точно могу сказать, что наши первоклассники войдут в погружение в пятом классе уже совершенно другими, они будут подготовлены именно к этой форме обучения. Вот им будет легче.
Первый класс прошли к 1 декабря
– Расскажите об опережающем обучении в начальной школе.– Когда школы отбирают себе детей с хорошими результатами, можно проводить разные эксперименты. Мы же замахнулись на эксперимент с детьми без какого-либо отбора. Брали всех и шли по программе, которую сами разработали. Она базируется на методике Владимира Ивановича Жохова. Мы ее не копировали, взяли только основополагающий фундамент. И эксперимент с опережающим обучением превзошел все наши ожидания.
Выпускник нашего первого класса может посоревноваться с третьеклассником по уровню своих знаний. Мы написали итоговые аттестационные работы за второй класс и частично брали задания из курса 3-го и 4-го классов. И наши первоклассники справились великолепнейшим образом на 80 баллов и выше. Могу уверено сказать: система работает.
– А что вы будете делать дальше с таким опережением? Чем дети будут заниматься до окончания начальной школы, если всю или почти всю ее программу «проскочить» в первые год-два?
– В наших планах сократить период начального обучения, потому что он растянут искусственно. Ведь в советское время начальная школа оканчивалась третьим классом и этого времени было достаточно.
По первому образованию я учитель начальных классов, и для меня очевиден тот факт, что программу реально уложить в 3 года и заодно оставить большой резерв для основного образования.
Вот где время серьезных проектов и профильного образования! Мы сэкономим это время для больших результатов в старших классах.
– А смогут ли дети из традиционных школ включаться в обучение в ЦСО «Юнита» не с первого класса?
– Сейчас идет большой резонанс и увеличилось количество детей, которые хотят учиться именно у нас. Включиться в обучение в нашей школе в 1-2-е классы очень сложно. Когда я рассказываю родителям, что наш ученик за первый год обучения уже прошел программу и первого, и второго, и частично третьего классов, у родителей возникает непонимание. «Если я приведу своего ребенка (закончившего 1-й класс обычной школы) к вам, я что, должен фактически оставить его на второй год, ему снова – в первый класс?», – недоумевает родитель. Да! К нам снова придется прийти в первый класс, потому что наши дети продвинулись гораздо дальше. У нас программа первого класса начинается 1 сентября, а заканчивается 1 декабря.
– А у вас есть внешний контроль?
– Какого-то целенаправленного контроля нет, но я говорю родителям, что они смело могут идти в любую школу города для диагностики знаний своих детей. И абсолютно уверена, что даже те ученики, которым трудно давалась наша программа, успешно справятся с любыми заданиями.
От нас не уходят
– Обычно и среди педагогов, и среди учеников бывает текучка. А что показал первый год у вас?
– Моя гордость состоит в том, что за год ни один педагог от нас не ушел и наш коллектив только увеличивается. Магнетизм и энергия нашего педагогического коллектива – молодого, творческого, хорошо заряженного и настроенного – притягивает к себе подобных. Я этому очень рада.
Сложно работать в неизведанном, находясь в эксперименте, а то, чем мы занимаемся, конечно же, эксперимент. Результат здесь получает только тот, кто горит своим делом и кого не утомляет, а исключительно вдохновляет работа с детьми.
Коллектив учеников также стабилен, ушли буквально единицы, потому что для них программа оказалась слишком сложной.
– Старшие ваши дети, семиклассники, перешли в восьмой класс. Это означает, что штат педагогов надо увеличивать?
– Да, педагоги к нам приходят, коллектив увеличивается, сейчас, когда дети на каникулах, у педагогов идет передача опыта. Молодые специалисты погружаются в нашу систему, до сентября есть время, чтобы эта система приняла их в том числе.
– Как вы отбираете педагогов?
– К нам может попасть любой педагог, горящий своим делом, таких, к сожалению, не очень много. Еще требование – здоровая доля авантюризма. Им предстоит входить в новую технологию, не имея преставления о ней. И эту технологию нужно освоить так, чтобы был виден результат. Причем новым педагогам будет сложнее. Потому что наши более опытные педагоги уже выдали результаты, а новым придется равняться на те наши успехи и еще каким-то образом встраиваться и показывать себя.
– Алена Леонидовна, вы нарисовали радужную картину, неужели не было никаких трудностей?
– Гладкого пути не бывает ни у кого. Каких-то глобальных проблем, к счастью, у нас не случилось. Но с непониманием и даже неприятием нашей системы, конечно же, сталкивались. И эти сложности возникали не с детьми, а с родителями. У взрослых людей все-таки шаблонное мышление, у каждого был свой жизненный опыт. Для них понятно, когда есть класс, урок, домашнее задание. Причем некоторые родители говорили, что им сложно принять то, что они не должны спрашивать у ребенка каждый вечер: «Ты сделал домашнее задание?». А у нас же нет домашних заданий, за исключением тех случаев, когда ребенок проболел, пропустил школу.
Мы просим родителей беседовать со своими детьми по-другому. Тем более что дети и сами часто взахлеб рассказывают, что было на погружениях и в течение дня.
Однако есть очень тревожные родители и есть те, кому не хватает ежедневных пятибалльных оценок. Это же так понятно: получил тройку – значит, надо поругать. Принес двойку – надо чего-то лишить. А если пятерка – надо сказать: молодец! А тут все по-другому! Но я очень хочу поблагодарить тех родителей, которые вошли в нашу систему, доверились ей, поняли и приняли ее. Они наша большая поддержка! На родительских собраниях они отмечали, что высвобождается большое количество времени для простого человеческого общения, а не для выяснения отношений «школа – семья».
– А много тех, кто не понимает и не принимает вашу систему?
– Их единицы! У большинства родителей есть принятие нашей системы.
Повезло с учредителем
– Расскажите о вашей материально-технической базе, в нее же были серьезные финансовые вложения.
– Нашей школе несказанно повезло, у нас замечательный учредитель – известный предприниматель, меценат Святослав Николаевич Капустин. Он не формальный, а реальный участник нашего процесса. Болеет всей душой за наш центр и очень заинтересован в том, чтобы мы имели возможности для реализации своих педагогических идей. У нас прекрасные материально-бытовые условия, у нас хорошее здание. Здесь комфортно, уютно, просторно. В каждом классе интерактивная доска. Мы докупаем ноутбуки в каждый класс. Помимо этого, у нас закуплены электронные книги на каждого ученика.
Одно из наших последних приобретений – это достаточно дорогое оборудование, 3D-мультимедийный комплекс, который поможет детям совершено по-другому посмотреть на обучение как дисциплинам естественно-научного блока, так и многим другим.
К примеру, надевая 3D-очки, ребенок может «попасть» внутрь кровеносного сосуда и увидеть все процессы, которые там происходят. Думаю, что в следующем учебном году наша материально-техническая база станет еще богаче.
Вокруг прекрасная пришкольная территория, сейчас мы продолжаем заниматься ее благоустройством.
– Эксперимент – один из методов научной работы. Есть в планах делиться своим опытом, издавать учебно-методические пособия? Как с планами масштабировать саму школу?
– Такие цели стояли еще в прошлом году при условии удачной реализации эксперимента. Успешно прошел первый год, как минимум, нам нужно закрепить наш результат, отточить некоторые грани, того требующие. Мы для себя определяем на доработку два года, и затем мы выйдем на уровень масштабирования. Уже сейчас мне предлагают купить франшизу нашего образовательного центра, что говорит о качестве нашей работы. Помимо этого, мы, естественно, будем оформлять и создавать методические пособия, чтобы передавать наш опыт коллегам.
Мы только на пути тех поставленных целей, которые были сформулированы даже не год назад, а гораздо раньше. Главная наша цель – это счастье и успешность наших детей. Мы стремимся к тому, чтобы наши ученики были готовы к этой жизни и способны решать любые задачи. Эта комплексная цель, и, думаю, за несколько лет она будет достигнута.